Патрик Зюскинд "Парфюмер. История одного убийцы""Парфюмера" я планировала читать ещё в прошлом году, но лапы по каким-то неизвестным причинам (скорее всего, излишнее увлечение в фма-фандоме и учёба с ленью) так до этого произведения и не добрались. Однако спасибо Рунтяшке, которая вовремя спросила меня, чего я хочу в подарок из России, - теперь у меня есть печатный экземпляр романа, что вдвойне радость - я не поклонник читать книги с экрана, особенно с моим зрением, хотя ныне я уже нашла отличное решение этому делу и теперь способна читать оные и с экрана ноутбука (программа Cool Reader просто спасение *_*) - так что я могла в полное удовольствие читать книгу, когда хочется оторваться от ноутбука. Правда, скорость чтения от этого прибавилась совсем немножко, но я вообще счастлива тому факту, что ещё не разучилась читать совсем.
Роман произвёл... смешанное впечатление. Но что первым подцепило мой глаз - это стиль и лексикон. Я во время чтения книги пробежалась в интернете по паре-тройке отзывов как о книге, так и о фильме (который я, кстати, смотреть не буду, ибо знаю, что там не так, как в книге - и даже Алан Рикман там не переубедит меня), и рецензии только подтвердили мои ощущения от прочтения. Не слишком резкий, но и не совсем уж мягкий стиль с отлично подобранными словами, точно и метко раскрывавшими все человеческие пороки и грехи (чего стоит один только запах человека и те духи, которые для себя сделал Гренуй, чтобы "пахнуть человеком"), очень правдоподобное жизнеописание Жан-Батиста, несмотря на то, что все эти события полностью вымышленны. Тем не менее, при чтении чувствуешь какую-то неприязнь к обычным людям, вот к таким же, как и ты сам - которые воняют ложью, изменой, алчностью и другими грехами, и даже чувствуешь отвращение к самому себе.
Сам Гренуй тоже оставил весьма смешанное впечатление о себе. Порой думаешь - антагонист он или всё же протагонист, но такой... другой протагонист, не тот стандартный? Нельзя сказать, что он антагонист, даже с 26 убийствами (25 в Грассе и одно на улице Марэ), но и не скажешь, что он полный протагонист. Он просто... он просто Жан-Батист Гренуй.
Период его обучения у Бальдини как-то прошёл мимо меня. Ну да - сотни запахов, формулы которых присвоил себе этот алчный мэтр, который даже в момент тяжелой болезни Гренуя даже не поинтересовался, что может его спасти, а только и хныкал, что если подмастерье умрёт, то конец делу Бальдини - а ведь Жан-Батиста интересовал только один вопрос, связанный с делом парфюмера. Естественно, при всей так называемой доброте мэтра, оказанной Жану в плане обучения парфюмерному искусству, не увидеть алчности Бальдини мог только самый слепой. Да и, в принципе, в романе сложно найти персонажа, который бы кому-то понравиться хоть частично, хоть полностью - при таком-то описании и стиле Зюскинда.
Семь лет в Плон-дю-Кантале и последующее попадание в лапы (уж другого слова не подберу) такого же алчного Тайад-Эспинасса прошли чуть заметнее, чем Кладбище невинных и Париж, но всё же ярким было осознание Жан-Батистом того, что он совсем не пахнет. Но лично мне кажется (и такое мнение наверняка где-то было высказано, не буду утверждать себя родоначальником подобной теории), что Гренуй не пахнет таким человеком, которым обычно пахнет всё остальное население Франции. И, естественно, по роману будет намёк, что даже высочайший запах 25 красоток будет далёк от того, который он хотел узнать - от своего собственного.
... Эта власть была сильнее власти денег, или власти террора, или власти смерти: неотразимая власть внушить людям любовь. Только одного не могла дать эта власть: она не могла дать ему [Греную] его собственного запаха. И пусть перед всем миром благодаря своим духам он предстанет хоть Богом - раз сам он не может пахнуть и потому никогда так и не узнает, кто он такой, то плевать ему на это: на весь мир, на самого себя, на свои духи.
Несомненно, третья и четвёртая части в плане раскрытия образа Гренуя были лучшими, хотя должное отдать нужно именно третьей, самой объёмной части, посвящённой жизни парфюмера в Грассе. Это плотское влечение работодателей Гренуя друг к другу также вызывали у меня полное отвращение - как, впрочем, и все остальные персонажи за исключением, возможно, отца Лауры Риши.
Когда дело дошло до 24 убийств, я была очень рада, что автор не стал описывать каждое из них - хотя, в принципе, это было предсказуемо, ведь его целью была Лаура, так называемая "вершина пирамиды" его величайшего аромата. Но мне всё-таки сложно было понять, как люди могли не замечать Гренуя, несмотря на то, что он "без запаха" - это единственное, чего я не могла уловить на протяжении всего романа.
Затем была эта сцена "не сложившейся казни", так я бы это назвала. Тут, в приниципе, раскрылось всё - и плотское влечение, вызванное духами Жан-Батисте, и это признание Риши сына в Гренуе (хотя я не понял вообще, схера - опять же духи?)
Ну и последняя сцена - сцена смерти. Иронично - там же, где он и родился и где он должен был умереть ещё при рождении - на Кладбище невинных. Весьма живописное описание того, как Гренуя разрывали на кусочки жадные (о да, тут одна из главных пороков - именно жадность/алчность) бомжи и прочие - мне даже не хочется думать о том, как они это экранизировали в фильме (хотя она считается на YouTube одной из лучших сцен смерти, бррр) - в общем, слабонервным явно такое читать будет трудно.
Но в целом роман как очередная попытка (и весьма удачная) явить миру человеческие пороки - был неплохим.